(для регионов)

09.00 - 18.00 (будни)

E-mail: 01@magazin01.ru
Мы в соцсетях
0 Корзина

С 10 декабря мы принимаем огнетушители на перезарядку во всех магазинах Торговой Сети. Подробнее

  С 20 августа мы принимаем онлайн-оплату интернет-заказов через сервис "Яндекс.Касса". Подробнее

Обратите внимание! В связи с колебаниями курсов валют цены на импортные товары могут отличаться от указанных на сайте.


Пожнадзор сегодня. Проблемы, задачи, решения.

05.07.2018

С. П. Воронов Руководитель может самостоятельно принять решение в области обеспечения пожарной безопасности объекта в соответствии с расчетным пожарным сценарием. В таком случае при общении с инспектором можно предоставить так называемый комплекс инженерно-технических мероприятий, которые подтвержден расчетами, и проверка проходит по этому комплексу, а не по жестким нормам.

— Сергей Павлович, какие изменения происходят сейчас в нормативном поле в области обеспечения пожарной безопасности на существующих объектах, и как они отразятся на тех, кто эксплуатирует данные объекты?

— Если касаться вопросов технического регулирования с учетом требований 184 закона о тех регулировании, с учетом 123 ФЗ, то вновь принятые нормы не могут распространяться на правоотношения, которые были ранее. То есть любая поправка в законодательном акте с новыми, более жесткими требованиями, будет применяться только на стадии нового строительства, на стадии капитального ремонта или реконструкции.

Например, у меня была старая сигнализация, которая сейчас подорожала в обслуживании, и я понимаю, что капремонт обойдется очень дорого. А новая поправка в законе дает мне право отказаться от старой дорогой и применить новую сигнализацию, более дешевую и вместе с тем эффективную. Вообще, весь закон построен таким образом, что если мне даются преференции, я их могу использовать в свою пользу.

Второй момент по нормативным изменениям - это элементы противопожарного режима. Сейчас имеется законопроект, который находится в правительстве РФ и направлен в Госдуму - о внесении изменений в 123 ФЗ, который, прежде всего, нацелен на установления порядка идентификации объекта по классу функциональной пожарной опасности. Принцип идентификации позволит сравнивать, насколько правильно собственник принял комплекс мер в области предотвращения и ликвидации возможного пожара, а также обеспечения безопасности людей. Например, для всех социальных объектов, которые относятся к повышенной группе риска - таких, как детские сады, школы, дома престарелых, интернаты, - а также стратегически важных для национальной безопасности объектов будет установлена степень проверок с периодичностью 1 раз в год или раз в 2 года. Напомню, что сейчас по закону плановая проверка проводится не чаще, чем раз в 3 года.

Разрабатывается ряд поправок с запретами на злободневную тему, связанную с утилизацией мусора с участков. Чтобы не было самопального уничтожения мусора, установлены для всех одинаковые правила, основной принцип которых такой: если ты хочешь сжигать сам - сжигай, но только в емкостях или специально отведенных бункерах, которые бы ограничивали распространение пожара за пределы очага.

Еще один важный момент – это вопросы, связанные с декларированием. Мы хотим ввести понятие добровольного декларирования в первую очередь для удобства малого бизнеса. Предприниматели смогут добровольно представить декларацию и тем самым избежать плановых проверок в последующий год.

Также в действующей редакции ППР за нарушение требований очень тяжело привлечь граждан к ответственности, потому что они не выступают как субъект правоотношений. Есть только должностные лица и организации, а отдельно про граждан забыли. Теперь мы хотим добиться, чтобы требования распространялись на все категории субъектов, и не было возможности разной трактовки позиций.

Пожнадзор сегодня. Проблемы, задачи, решения.— Как в последнее время увеличилась степень ответственности лиц, отвечающих за пожарную безопасность?

— Видов ответственность несколько, и они довольно существенны. По уголовному кодексу существует ответственность как для граждан, так и для должностных лиц. По составам преступлений, связанных с пожаром, которые прописаны в уголовном кодексе, больше всего мы работаем по 168 статье — это неосторожное обращение с огнем или источником повышенной опасности. Если происходит уничтожение чужого имущества больше, чем на 250000 рублей, то это основание для возбуждения уголовного дела. Другая форма ответственности, которая также предусмотрена гражданским кодексом — когда через органы прокуратуры регистрируется иск о возможном приостановлении деятельности организации вследствие нарушений по пожарной безопасности, если в дальнейшем деятельность этой организации может привести к существенному нарушению прав. Здесь есть две нормы: административное приостановление деятельности, где максимальный срок до 90 суток, или приостановление на неопределенный срок до устранения всех неисправностей.

— Сергей Павлович, как известно, в настоящий момент государственный пожарный надзор не участвует в приемке на стадии сдачи объектов строительства. Объект попадает в юрисдикцию ГПН только через 3 года. Какие проблемы могут ожидать собственника или управляющую компанию на момент перехода объекта из одной юрисдикции в другую?

— Вся проблема в том, что есть несколько ошибок, которые могут привести к противоречиям по требованиям пожарной безопасности. Первая ошибка возможна на стадии проектирования, когда проектировщик неправильно нарисовал, госэкспертиза пропустила, и все ушло в отстройку. Вторая — непосредственно на стадии строительства, где мы контроль тоже не осуществляем. Там бывает либо ошибка строительного надзора, либо застройщика или подрядчика. И третья ошибка может произойти на стадии приемки завершенного строительного объекта. Эта череда ошибок может привести к тому, что инспектор будет предъявлять требования за нарушения в уже построенном и принятом здании. Как показала практика, в большинстве случаев нарушения создаются не на стадии проектирования, а именно на этапе строительства. Конечно, инспекторов стройнадзора на все не хватает, но вместе с тем у них нет права работать в режиме постоянного присутствия на стройке. И даже будь там 2 или 3 человека, они не смогут в полном объеме контролировать все происходящие процессы. А организациям, которые являются собственниками или эксплуатируют, впоследствии надо будет принимать меры, чтобы данные нарушения исключить.

— Собственник, как правило, стремится приобрести продукцию дешевле, а за низкой ценой часто стоит некачественная продукция. Что может ожидать собственника или управляющую компанию, если пожарный инспектор обнаружит на объекте такую продукцию?

— К сожалению, у нас в отношении понятия «цена-качество» идет уклон в сторону цены. Это, наверное, российский менталитет. Даже на торгах, по 44 закону, когда идет сравнение цены и качества, всегда идет давление в сторону уменьшения цены. Это неправильно. Но механизм ответственности в данном случае не лежит на плечах того, кто приобретает. Он купил, сертификат ему дали – так что вы хотите? Он же не технический специалист, чтобы все проконтролировать. В этой ситуации надо ликвидировать первопричину – изготовление некачественной продукции или некачественную сертификацию. Поэтому вопросы расследования пожара должны быть связаны не только с причиной возгорания, но и с тем, как показала себя система противопожарной защиты, почему она не сработала.

В то же время проблема некачественной продукции все же станет проблемой собственника или эксплуатирующей организации. Поэтому для того, чтобы претензий по ПБ не возникало, руководители должны сделать все зависящее от них самих. Тогда, если система не сработала или оказалась некачественной, претензии могут быть предъявлены уже к обслуживающей организации. Ведь принимая объект под обслуживание, сначала следует сделать анализ и обязательно убедиться в том, что продукция и системы по обеспечению ПБ установлены соответственно существующим требованиям.

— Для того, чтобы собственник или управляющая компания не встретились с ситуацией, когда инспектор укажет на уже существующие недостатки, что нужно сделать на момент приемки объекта от строителей?

— Есть такое понятие, как «авторский надзор», то есть надзор за исполнением как раз в рамках градостроительной деятельности. Кроме этого, нужно привлекать независимых экспертов, которые специализируются именно на пожарной безопасности. То же самое касается и в вопросах выбора качественной продукции или услуги.

— Как же все-таки можно сэкономить на обеспечении пожарной безопасности, чтобы сама безопасность при этом не пострадала? Можете ли дать какие-либо советы?

— Конечно, советы есть. Для этого существуют нормы сводов правил. Но собственник может и самостоятельно принять решение в области обеспечения пожарной безопасности объекта в соответствии с расчетным пожарным сценарием. В таком случае при общении с инспектором вы ему предоставляете так называемый комплекс инженерно-технических мероприятий, которые вы подтвердили расчетами, и он вас спрашивает и проверяет по ним, а не по жестким нормам. Если действительно комплекс качественно сделан, все верно просчитано, тогда и вопросов не возникнет. При последующей эксплуатации также будет проверяться исполнение именно этого комплекса, а не сводов правил. При таком сценарии может быть существенная экономия, и она может быть абсолютно оправдана. Экономить в этом вопросе можно, но выбирать компанию по созданию расчётного сценария необходимо не по самой низкой цене, а по уровню профессионализма выбранной компании. Решающее слово всегда за собственниками, но надо помнить, что при этом они несут личную ответственность за безопасность людей.


Просмотров: 89
Комментариев: 0

Оставьте комментарий:

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь.