(для регионов)

09.00 - 18.00 (будни)

E-mail: 01@magazin01.ru
ВНИМАНИЕ! 

Пожары в жилых домах все чаще приводят к трагедиям из-за высокой скорости распространения огня.

Как спастись от пожара в высотном доме? Как не повторить судьбу жителей Лондона, Грозного, Баку, Дубая?

Читайте и принимайте меры.


Минимальные и противопожарные расстояния до магистральных нефте- и газопроводов (статья)

27.03.2017

Минимальные и противопожарные расстояния до магистральных нефте- и газопроводов (статья)


Евгений Мешалкин, доктор технических наук, профессор, вице-президент по науке НПО «Пульс»

   Ни для кого не секрет, что в последнее время участились судебные разбирательства относительно расположения вблизи магистральных нефте- и газопроводов разного рода зданий, строений. О том, как избежать судебных споров на стадии проектирования и строительства зданий, исключив подмену понятий «охранная зона», «минимально допустимые расстояния (МДР)» и «противопожарные расстояния (разрывы)», а также о том, как сократить размеры охранных зон, если индивидуально подходить к расчетам в каждом конкретном случае. Об этом рассказывает эксперт в сфере противопожарной защиты доктор технических наук, профессор Е.А. Мешалкин.


 При проектировании, строительстве и даже на стадии эксплуатации объектов защиты жилого, общественного, производственно-складского  назначения, в том числе торгово-развлекательных комплексов, часто встает проблема их размещения (как собственно зданий, сооружений, так и плоскостных автостоянок, объектов тепло-, водо- и энергоснабжения) с отступлениями от требований соответствующих сводов правил (СП 36.13330.2012, СП 4.13130.2013 и др.) по соблюдению минимально допустимых расстояний (МДР) от оси магистральных нефте- и газопроводов диаметром 300 мм и более. Ситуация усугубляется и тем, что нормативными документами установлено также понятие «охранная зона» (см. «Правила охраны магистральных трубопроводов», которые утверждены Министерством топлива и энергетики РФ 29.04.1992г. и постановлением Госгортехнадзора от 22.04.1992г. №9) в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от крайних осей трубопровода. Некоторую неопределенность вносит также разд.6.12 СП 4.13130.2013 (документ добровольного применения, обеспечивающий соблюдение требований ФЗ №123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» согласно приказа Ростехрегулирования от 16.04.2014г. № 474, и особенно его табл.44, которая полностью дублирует соответствующую табл.4 СП 36.13330.2012, регламентируя соответствующие минимальные расстояния от оси трубопроводов до объектов, зданий и сооружений, однако эти расстояния безосновательно относят к противопожарным расстояниям (разрывам) согласно ст.37 ФЗ №123, как типу противопожарных преград. Между тем это неправомерно, так как противопожарные расстояния (разрывы) устанавливаются между зданиями, строениями для предотвращения распространения пожара (см. термин и его определение в п.36) ст.2 ФЗ №123), и не относится к подземным или наземным трубопроводам, которые следует считать линейными сооружениями или, возможно, сетями инженерно-технического обеспечения согласно п.20 ст.2 ФЗ №384 от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Кстати, согласно п.1) ст.17 ФЗ №384 для линейных сооружений расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон должны быть обоснованы одним из способов, указанных в ч.6 ст.15 этого же ФЗ №384, т.е. результатами исследований, расчетами и (или)  испытаниями, моделированием сценариев, оценкой риска! Это, безусловно, прогрессивное требование, фактически ставящее под сомнение обоснованность параметров вышеуказанных нормативных документов особенно  в свете реализации Постановления Правительства России от 17.08.2016г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»/


Таким образом, на практике отсутствие гармонизации ряда нормативных документов, затянувшийся процесс их ревизии (должна быть не реже  чем через каждые 5 лет! согласно ч.6 ст.6 ФЗ №384, тогда как документы по размерам охранных зон действуют уже 25 лет?!) и приведения в соответствие с современными социально-экономическими условиями приводит к затягиванию вопросов согласования градостроительных решений, тормозят развитие территорий, не позволяют дать объективную оценку принимаемых решений органами исполнительной власти и инвесторами, застройщиками, собственниками. Положение дел не спасает даже разработка и согласование СТУ с органами МЧС России и Минстроя России. Все чаще подобные споры попадают в судебные инстанции, причем иногда с требованием истца снести уже эксплуатируемые здания, сооружения, даже частично попадающие в зону МДР или охранных зон.

Учитывая изложенное, а также факты имеющихся противоречий в нормах и их некомпетентного применения при таких спорах, автором на основе опыта работы по нескольким объектам сформулировали необходимые обоснования, которые могут оказаться полезными в практике применения требований нормативных правовых документов или при разрешении возникающих спорных ситуаций.



Предмет для спора

Часто используемое собственниками, эксплуатирующими организациями утверждение относительно обязательности применения положений СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы»», в части необходимости безусловного соблюдения установленных в этих нормах минимально допустимых расстояний (далее – МДР) противоречит ч.3 ст.7 ФЗ №184 от 27.12.2002г. «О техническом регулировании», согласно которой «…не включенные в технические регламенты требования… не могут носить обязательный характер». В действующих технических регламентах требования по МДР практически отсутствуют: даже требования (в форме таблиц) по противопожарным расстояниям из Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ №123) все чаще признаются утратившими силу.


Сроки вышли

Применяя к спорным правоотношениям положения СП 36.13330.2012, не учитывается основополагающее требование примечания 1 к таблице 4 (обязательное требование согласно Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521), что «…расстояния следует принимать: для городов и других населенных пунктов - от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин - от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог - от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог - от подошвы насыпи земляного полотна...».

Таким образом, с учетом введения в эксплуатацию многих действующих магистральных трубопроводов в 1970-1990 годах, используемые собственниками трубопроводов значения МДР должны были быть пересмотрены ранее 2000 года или в более поздние сроки с учетом фактических изменений границ населенных пунктов. На практике это должно было осуществляться по согласованию с органами местного самоуправления, т.е. на стадии принятия решения о выделении земли для обеспечения жизнедеятельности населения согласно требованиям ст.ст. 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ.