09.00 - 18.00 (будни)

Аудит пожарной безопасности – смена формаций

Аудит пожарной безопасности – что это такое?

Ваганова Дарья Васильевна – руководитель Пресс-службы Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) Время диктует необходимость внедрения новых эффективных схем во всех отраслях хозяйствования. Одна из таких схем – аудит безопасности в сфере пожарного надзора, который предполагает функционирование системы независимой оценки рисков. Данная система – добровольная. Собственник объекта сам вправе решать, кто его будет проверять – инспектор или аттестованный эксперт: либо инспектор ГПН будет планово осуществлять проверки один раз в три года, либо аттестованный эксперт будет контролировать обеспечение пожарной безопасности на объекте, и соответственно плановых проверок со стороны государственного пожарного надзора не будет.

Внедрение пожарного аудита было обусловлено рядом причин.

Первая – изменение самого собственника. В советские времена государство следило за безопасностью граждан, своим имуществом, поэтому инспектора приходили на предприятия в любое время и контролировали обеспечение пожарной безопасности, консультировали, занимались фактически экспертной деятельностью. Таким образом, собственник всех объектов (государство) отвечало за обеспечение на них пожарной безопасности. Штрафы были невысокие и направленные в основном на «приведение в порядок» нерадивых руководителей. Для защиты имущества и находящихся в помещении людей от различных факторов возгорания можно заказать противопожарные шторы.

В настоящий момент времена изменились. За пожарную безопасность на объекте отвечает так же собственник, но собственность стала частной. Поэтому функции консультирования и экспертная деятельность не входит в обязанности пожарного инспектора. Эта ваша собственность и вы несете ответственность за неё и за жизнь тех людей на объекте, которые там работают или пришли в качестве посетителей (например, в торговый центр).

Афанасьев Николай Викторович – директор НП «Национальный объединение специалистов (экспертов) в области оценки соответствия» (НОЭС)Вторая причина – значительное увеличение в стране сектора малого и среднего бизнеса. Посудите сами, сегодня государственный пожарный надзор обслуживает более трех миллионов различных объектов. На одного инспектора приходится порядка 200-240 различных предприятий и организаций. Понятно, что такое соотношение говорит не в пользу качества надзора и эффективности защиты от пожаров.

Третья причина – развитие страхового рынка страны. Целесообразно при проведении предстраховой экспертизы, страхования залога и т.д. использовать результаты независимой оценки пожарного риска, т.к. её проводят высококвалифицированные специалисты в области пожарной безопасности. Да и собственник не в накладе – получает «два в одном» - заключение для страховой компании и освобождение от проверок ГПН на три года.

Четвертая причина – избыточные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства. Нет необходимости постоянного контроля со стороны государства, если собственность принадлежит вам. Да и не понравится, наверное, если как в советские времена инспектор будет так часто осуществлять надзор на «вашей территории». Задача государства – снизить эти барьеры и дать бизнесу пожарных магазинов большую свободу.

Так, например, государством введен такой инструмент, как «расчет пожарного риска», который позволяет снизить затраты собственника на обеспечения пожарной безопасности. Вместо установки дорогостоящего оборудования провести расчет и доказать безопасность объекта. Или применить его при обеспечении защиты памятников культуры, где не всегда можно «портить интерьер».

Вместе с тем, задача любого бизнеса – получить максимальную прибыль, кто бы, что не говорил. Поэтому, решения вопросов пожарной безопасности на объекте очень часто, откладываются «на потом», «забываются» или вообще не рассматриваются. Это заставило государство резко увеличить суммы штрафов.

Достаточно большая часть собственников нацелена на то, чтобы избежать проверок и штрафов, а не на то, чтобы повысить пожарную безопасность своего объекта.

Все эти причины требуют реорганизации системы надзора и контроля за пожарной безопасностью объектов. В связи этим государством взят курс на внедрение независимой оценки рисков, пожарного аудита и пожарного декларирования, которые становятся альтернативным способом доказательства соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. И соответственно, пожарный надзор для объектов, где используются эти инструменты, сводится к минимуму. Проще говоря, проверки становятся документарными или не проводятся вообще.

В соответствии с п. 31 приказа МЧС России от 28.06.2012 N 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», «планирование проверок осуществляется на основе анализа обстановки с пожарами…, сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее – НОР)…»

В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.

Не принятие органами ГПН к сведению заключений НОР, поступивших на стадии планирования проверок, является прямым нарушением Административного регламента (Письмо МЧС России от 09.08.2013 № 19-3-1-3329)

Еще одним экономическим стимулом для участия предпринимателей в системе независимой оценки рисков становится предоставление им органами власти различных льгот при положительном заключении по результатам экспертной оценки. И они уже есть. Например, организация, для целей налогообложения вправе учитывать в расходах стоимость услуг по независимой оценке пожарного риска в отношении помещения организации при наличии соответствующего документального подтверждения понесенных расходов.

Аудит пожарной безопасности осуществляется исключительно в добровольном порядке, поэтому предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.

Пожарным аудитом в России занимаются уже более 600 аккредитованных организаций, в составе которых более 2 300 экспертов. Деятельность организаций, проводящих независимую оценку пожарного риска (НОР) в настоящее время пока ещё не сопоставима с деятельностью надзорных органов МЧС России. Вместе с тем уже более 20 тыс. организаций отдали предпочтение эксперту - выбрали проведение независимой оценки риска. В соответствии с действующим законодательством их объекты освобождены от плановых проверок органов ГПН.

Проведение независимой оценки пожарного риска на объектах защиты малого и среднего бизнеса уже минимизирует их расходы. Как пример: средняя стоимость аудита составит примерно от 50 000 до 100 000 рублей. Последующие ежемесячные затраты на работы с частичной занятостью специалиста по пожарной безопасности на аутсорсинге примерно от 5 000 рублей.

Ну а проведение НОР на крупных предприятиях обеспечивает экономию уже в миллионах рублей. За счет экономии на дорогостоящем оборудовании, его монтажа, обслуживании, содержании «лишних» специалистов. Но это ничто по сравнению с сохранением человеческих жизней. Кроме того, организация, для целей налогообложения вправе учитывать в расходах стоимость услуг по независимой оценке пожарного риска в отношении помещений организации. Да и руководитель узнает реальное положение вещей в области пожарной безопасности на вверенной ему территории.

А кого приглашать из массы предложений? Прежде всего, необходимо обратить внимание на наличие аккредитации МЧС России на проведение названных работ. В противном случае МЧС России не признает результаты. Так же, немаловажно выяснить чья компетентность подтверждена сторонними организациями: это могут быть аттестат добровольной системы сертификации общественной организации, свидетельства саморегулируемых организаций о членстве эксперта, который непосредственно будет давать заключение по вашему объекту или составлять декларацию. Это даст Вам гарантию, что он не «пропадет» и не убежит от ответственности, т.к. финансово за него отвечает саморегулируемая организация.

Естественно, сам собственник не сможет провести независимую оценку пожарного риска, да и пожарную декларацию заполнить грамотно не сможет. Поэтому пригласите специалиста и разделите с ним ответственность и уверенность в безопасности вашего объекта!

Ваганова Дарья Васильевна – руководитель Пресс-службы Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ); 
Афанасьев Николай Викторович – директор НП «Национальный объединение специалистов (экспертов) в области оценки соответствия» (НОЭС).


Просмотров: 2272
Комментариев: 0
Оставьте комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений