Особенности обучения детей пожарной безопасности
![]()
Михаил Орлов, спасатель, Ресурсно-образовательный центр по первой помощи Российского Красного Креста. |
– Михаил, чему и с какого возраста можно обучать детей в области пожарной безопасности?

Начиная со школьного возраста, дети уже способны усвоить минимальные правила обращения с бытовыми приборами: нельзя оставлять включенным утюг, нельзя сушить вещи на обогревателях и т.п. В домах отдыха и лагерях детей на этом частенько «ловят» – мокрые вещи пытаются разместить на электрических обогревателях.
– Каким самым важным навыкам надо в первую очередь научить ребенка, а чему учить опасно?
– Что касается тушения, детей этому не учим в принципе. Ребёнок не в состоянии в критической ситуации осознать степень опасности, у него может возникнуть ложная уверенность в своих компетенциях, поэтому навыки тушения детям до определённого возраста давать нельзя. Главное, чему нужно научить ребёнка – как правильно эвакуироваться.
|
К большому сожалению, сегодня нам приходится чуть ли не бороться с некоторыми представителями Госпожнадзора, которые читают детям лекции по эвакуации по старым пожарным правилам ещё 60-х годов прошлого столетия.

Например, детям до сих пор внушают, что можно запереться при пожаре в ванной, закрыть тряпками щели и переждать пожар. Когда-то этот совет реально мог помочь, потому что рядом вода, потому что ты не сгоришь (а в этом могла состоять опасность). Сейчас же, из-за того, что при строительстве жилья используются совершенно другие материалы, основная опасность заключается в том, что человек может надышаться продуктами горения.
Мебель была раньше в большинстве случаев деревянная, с небольшой примесью лака, обои – бумажными и так далее. В нынешнее время при изготовлении используется пластик, поэтому для человека, спрятавшегося в ванной, хватит нескольких вдохов, чтобы потерять сознание, да ещё его будет проблематичнее найти и эвакуировать. До детей надо донести, что ни в коем случае нельзя прятаться в ванную, шкафы и так далее.
А миф про мокрую тряпочку, с помощью которой можно эвакуироваться из задымлённого помещения? На самом деле, удивительно, насколько часто приходится его развенчивать! А ведь, повторюсь, некоторые представители учат детей именно так. К нам детвора с родителями приходит на занятия, и выясняется, что все они уверены в силе мокрой тряпки, да ещё и в том, что на неё можно пописать в случае отсутствия воды. Реально волосы дыбом встают.
На самом деле, правила эвакуации стандартны. Выглянул в подъезд, увидел дым – закрыл дверь, но не на замок, ушёл в дальнее помещение, обязательно сообщаешь о себе по телефону, либо (если снизу в окна не идет дым и за тобой закрыты все двери) можно открыть окно и махать яркой одеждой.

Конечно, в идеале, чтобы на каждого человека был припасён СИЗОД, чтобы все умели им пользоваться. Но это в идеале, поэтому мы стараемся объяснить детям, что делать в реальных, а не в идеальных условиях.
В некоторых школах, кстати, совершенно отсутствуют запасные выходы и нормальные пути эвакуации, частенько они обиты токсичным сайдингом – и это мало кого интересует, далеко не всегда соблюдаются СНИПЫ при строительстве.
– Часто вообще приходится проводить в школах подобные тренировки?
– С началом пандемии, конечно, стали проводить реже, но потихоньку активность снова нарастает. Дети вообще очень любят такие тренировки, особенно когда это не скучная лекция, а реальные действия. Инициатором подобных занятий, кстати, зачастую выступают родительские комитеты – родителям важно быть уверенными в безопасности детей.
А вообще, централизованного повсеместного практического обучения пожарной безопасности детей, к сожалению, пока нет. Иногда в школы приходят инженеры по безопасности, инспектора, но среди них, как я уже говорил, порой встречаются люди, которые не знают о новых правилах и проводят занятия исключительно для галочки. Такие товарищи иногда и пожара в глаза не видели. Какие там практические задания! Максимум, выведут детей парами по эвакуационным путям. Но что при этом надо делать, как идти, как себя вести в трудной внештатной ситуации (вокруг дым, не знаешь куда бежать, и т.д.) – об этом говорят редко.
|
Новейшие тенденции надо обязательно отслеживать и давать более современные алгоритмы действий. Ведь дети будут с этим расти. И пусть им эти навыки никогда не пригодятся, но они позволят им чувствовать себя более уверенными!